В середине 40-х прошлого века с развитием радио- и телевещания потребовалось создание аудиоусилителя более высокого уровня, нежели могла предложить американская послевоенная промышленность. Мощного, с низким уровнем искажения – на тот момент это являлось серьёзной задачей для специалистов. Однако уже в 1946 году была продемонстрирована оригинальная установка, превзошедшая по звучанию и производительности прочие известные модели. Была запатентована новая, по тем временам, технология объединённого замкнутого контура. Позже, спустя три года, её разработчики Фрэнк Макинтош и Гордон Гоу зарегистрировали фирму McIntosh Laboratory.
По сей день компания McIntosh уверенно чувствует себя в мире Hi-Fi. Позади полевые испытания выносливости и «звука» оборудования на фестивале в Вудстоке; приобретение патента на производство электронных схем и выпуск первых приёмников на транзисторах; разработка всё более интересных моделей АС и тюнеров, некоторые из которых считаются классикой. В 80-м году для тестирования и снятия параметров аппаратуры стала применяться безэховая камера.
Из-за «железного занавеса» и ревностного ура-патриотизма в СССР о фирме McIntosh было мало что известно вплоть до начала 80-х. Хотя на профессиональном уровне существовали свои достойные разработки, но отечественная радиопромышленность, к сожалению, не баловала инновациями. А музыкантам и простым любителям музыки оставалось лишь мечтать о хорошей и доступной акустике.
С наступлением 90-х положение меняется. Среди молодёжи в России про «Макинтош» не знает, наверное, только ленивый (либо, кому дела нет до качества звука). К сожалению, этот период совпал с гибелью Гордона Гоу в 1989-м и со смертью Фрэнка Макинтоша в 90-м годах. Но компанию приобретает японская фирма Clarion и в сферу интересов McIntosh попадает ещё и рынок автомобильной аудиотехники. Заключаются договора с такими «зубрами» автостроения, как Ford GT, Harley Davidson, Subaru. Теперь число поклонников бренда пополнилось и автомобилистами.
В честь пятидесятилетия фирмы и в память о Гордоне Гоу (основного разработчика) в 1990 году была ограниченно переиздана классическая модель лампового усилителя МС 2000. Несмотря на «юбилейную» цену, ретро-акустика пользовалась популярностью, и выпуск продолжался вплоть до 1996-го. Возможно, именно тогда вновь проснулся интерес меломанов к аппаратуре на лампах.
Сейчас укрепилось мнение, что ламповые усилители переживают второе рождение. Одни знатоки утверждают, будто такой звук словно оживает, становится естественней и «теплей». Другие - что всему есть разумное технико-экономическое объяснение. Всё прочее – от лукавого, пресловутый психологический фактор. Кому – экзотика, для кого-то – воспоминания о приятном, ностальгия. Мол, вода была мокрей, а небо - голубей.
Опуская узкую терминологию, можно выделить несколько основных «плюсов» и «минусов» ламповых усилителей в сравнении с транзисторными. Во-первых, в отличие от полупроводников, лампа обеспечивает большее усиление, а её параметры мало зависят от температуры «за бортом» и резких перепадов напряжения. Зато при этом существенно увеличивается потребление энергии. Во-вторых, отсутствуют искажения, присущие транзисторным каскадам. Только вот габариты и масса блоков становятся несравнимыми. В-третьих, - ремонтопригодность. Простота и скорость обслуживания блока: заменил лампу - и все. А больше там и «гореть» нечему. Но! - Лампа дороже и «нежней» транзистора, к тому же недолговечна.
И последнее. Как ни крути, все это лишь следствие единства и борьбы техники с экономикой, их развитие, битва за первенство. А что для кого первично, каждый решает сам. Вообще, в наше время почему-то стало модно бросаться фразами вроде «от создателей…» или «… это легендарный бренд». Будто кругом сплошь «творцы» да «создатели». Какая связь? - Все просто. Психологический фактор, разумеется, также имеет право на существование. Ведь для многих справедливо: джинса, вискарь, в кармане грош – гитара, Хендрикс, «Макинтош».
Автор: vadgs (Сучков Вадим Генадьевич)